Из каких стран сокращается и растет импорт

По данным сервиса SeaNews ТСВТ, по итогам 2019 года импорт в Россию составил 241,3 млрд долларов, на 3,1 млрд долларов, или на 1,3% больше по сравнению с 2018 годом. В физическом выражении импорт сократился на 9,3 млн тонн, или на 6,9% и составил 125,2 млн тонн.

В денежном выражении

Наибольшее снижение импорта в процентном выражении с точки зрения стоимости пришлось на Западную Сахару (частично признанное государство, контролирующее небольшую территорию в Северной Африке, так называемую Свободную зону). Поставки из этой страны сократились на 99,9% – со 138,2 тыс. долларов до 48 долларов.

Также наиболее существенно сократился импорт из Южной Георгии и Южных Сандвичевых островов (принадлежащая Великобритании островная территория в южной Атлантике, примерно на траверзе южной оконечности Южной же Америки) – на 99,5% (с 879 долларов до 4 долларов). Все поставки в 2018 и 2019 годах приходились на изделия из черных металлов.

С 1,3 тыс. долларов до 10 долларов (или на 99,3%) упал импорт с Британской Территории в Индийском океане. Поставки ножей и режущих лезвий для машин или механических приспособлений снизились на 689 долларов, изделия из пластмассы – на 604 доллара.

Наибольшее падение стоимости импорта в абсолютном выражении пришлось на Францию. За 2019 год поставки французских товаров в Россию сократились на 965,3 долларов и составили 8,6 млрд долларов. При этом импорт товаров, относящихся к группе «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» снизились на 177,7 млн долларов. На 117,8 млн долларов снизился импорт средств наземного транспорта (автозапчасти, грузовой и легковой автотранспорт). «Прочих химических продуктов» было ввезено на 42,4 млн долларов меньше, чем за 2018 год.

Импорт из Беларуси снизился на 938,3 млн долларов до 11,2 млрд долларов. Наиболее существенно сократился ввоз свежего и охлажденного мяса крупного рогатого скота – на 169,1 млн долларов. Поставки грузового транспорта упали на 133,6 млн долларов.

Третья страна, поставки из которой снизились наиболее существенно, – Украина. В 2019 году импорт с Украины упал на 658 млн долларов и составил 4,8 млрд долларов. При этом поставки чугуна сократились на 133,7 млн долларов, оксида алюминия – на 128,7 млн долларов.

В физическом выражении

В физическом выражении наибольшее снижение импорта в процентах, также как и в денежном  выражении, пришлось на Западную Сахару. В 2019 году поставки из нее упали на 99,99%.

На 99,99% сократились отгрузки из Ливии, на 99,97% – из Нигера. В 2018 году из Ливии в Россию было ввезено 10 тонн фиников, из Нигера – 6,1 тонн соединений урана, обедненного ураном 235 (или просто – радиоактивных веществ). В 2019 году таких поставок не было.

Лидером по снижению физического объема импорта является Украина, поставки из которой снизились на 4,6 млн тонн и составили 10,7 млн тонн. Наибольшее сокращение объемов приходится на гальку, гравий, щебень (-1,7 млн тонн), каменный уголь (-1,1 млн тонн) и чугун (-496,6 тыс. тонн).

На втором месте – Беларусь. По итогам 2019 года отгрузки из Беларуси снизились на 4,3 млн тонн до 15,2 млн тонн. При этом гальки, гравия и щебня было ввезено на 2,2 млн тонн меньше по сравнению с 2018 годом.

Импорт из Казахстана в 2019 году снизился на 2,9 млн тонн до 43,1 млн тонн. В том числе на 3,1 млн тонн сократились поставки каменного угля, на 498,5 тыс. тонн – газового конденсата, на 440,5 тонн – оксида алюминия, на 227 тыс. тонн – природного газа.

В каких регионах растет импорт

По итогам 2019 года импорт в Россию составил 241,3 млрд долларов, на 3,1 млрд долларов, или на 1,3% больше по сравнению с 2018 годом. В физическом выражении импорт сократился на 9,3 млн тонн, или на 6,9% и составил 125,2 млн тонн.

В денежном выражении

Наибольший рост импорта в процентном выражении с точки зрения стоимости был в Камчатском крае. В 2019 году отгрузки в регион выросли в 2,4 раза до 177,4 млн долларов. При этом поставки судов, лодок и плавучих конструкций увеличились на 37,7 млн долларов. В 2019 году в Камчатский край было отгружено 8 морских рыболовных судов на сумму 34,6 млн долларов из Норвегии и Японии, рефрижераторное морское судно на сумму 2,7 млн долларов из Японии и грузопассажирское морское судно на сумму 3,5 млн долларов из Китая. 24,7% импорта шло из Южной Кореи, 20,3% – из Норвегии и 10,4% – из Гонконга.

На 55,6% – до 127,5 млн долларов – выросли поставки в Курганскую область. В том числе на 16,8 млн долларов увеличился импорт пшеницы и меслина из Казахстана, на 5,8 млн долларов – антибиотиков, на 5,1 млн долларов – черных металлов. 27,8% отгрузок в регион осуществлялось из Китая, 22,1% – из Казахстана и 11,9% – из Германии.

В Сахалинскую область было ввезено товаров на сумму 946,4 млн долларов, что на 31,1% больше по сравнению с 2018 годом. При этом на 169,1 млн долларов увеличились поставки судов, лодок и плавучих конструкций. В регион было импортировано 7 буксиров из Китая, Сингапура и Малайзии на сумму 54,1 млн долларов, 17 морских рыболовных судов из Норвегии, Китая, Японии и США на 40,6 млн долларов, два морских рефрижераторных судна из Японии на 22,7 млн долларов, 11 прочих морских грузовых и грузопассажирских судов на 61 млн долларов. 21,7% поставок пришлось на США, 13,6% – на Китай и 8,7% – на Италию.

Наибольший рост стоимости импорта в абсолютном выражении пришелся на Москву. За 2019 год поставки в столицу выросли на 3,7 млрд долларов до 107,2 млрд долларов. Поставки фармацевтической продукции увеличились на 3,2 млрд долларов, в том числе лекарственных средств для розничной торговли – на 2,1 млрд долларов. 23,4% поставок пришло из Китая,11,4% – из Германии и 6,8% – из США.

Импорт в Приморский край вырос на 964,4 млн долларов до 5,1 млрд долларов. В том числе поставки средств наземного транспорта увеличились на 450,4 млн долларов, судов, лодок и плавучих конструкций – на 68,7 млн долларов. В 2019 году в регион было поставлено 34 морских рыболовных судна из Японии, Германии, Норвегии и Южной Кореи на сумму 75,9 млн долларов, 4 морских танкера из Южной Кореи, Турции и Нидерландов на 73 млн долларов, 3 буксира из Китая и Японии на 16 млн долларов, 3 рефрижераторных морских судна из Японии и Германии на 11,1 млн долларов, 4 прочих морских грузовых и грузопассажирских судна из Германии и Китая на 10,6 млн долларов. 55,1% товаров было импортировано из Китая, 20% – из Японии, 9,8% – из Южной Кореи.

На 594 млн долларов до 6,6 млрд долларов выросли поставки в Калужскую область. Импорт легковых транспортных средств увеличился на 209,8 млн долларов, двигателей внутреннего сгорания – на 107,3 млн долларов. 22% товаров поступило из Германии, 19,3% – из Китая и 7,2% – из Словакии.

В физическом выражении

В физическом выражении наибольший рост в процентах приходился на республику Алтай. По итогам 2019 года импорт в регион вырос в 3,8 раза и составил 18,4 тыс. тонн. На 16,5 тыс. тонн выросли поставки нефтепродуктов. При этом более 90% объемов (в физическом выражении) поступило из Казахстана.

Поставки в Камчатский край увеличились в 3,4 раза до 67,1 тыс. тонн. В том числе нефтепродуктов было ввезено на 32,3 тыс. тонн больше по сравнению с 2018 годом. Импорт из Гонконга составил 44,3%, из Южной Кореи – 20,1%, из Китая – 10,3%.

В Ямало-Ненецкий АО было ввезено 36,3 тыс. тонн грузов, в 2,1 раз больше по сравнению с 2018 годом. Импорт изделий из черных металлов вырос на 13 тыс. тонн, органических химических соединений – на 6 тыс. тонн. Более 50% поставок было из Австрии, 18,3% – из Экваториальной Гвинеи и 10,4% – из Китая.

Лидером по приросту физического объема импорта является Санкт-Петербург, поставки в который выросли на 8,3 млн тонн и составили 18,8 млн тонн. В том числе импорт природного газа из Казахстана вырос на 6,4 млн тонн, гальки, гравия и щебня – на 1,7 млн тонн. Почти 50% товаров пришло из Казахстана, 11,8% – из Финляндии и 7,1% – из Китая.

На втором месте – Свердловская область. По итогам 2019 года импорт туда увеличился на 1,5 млн тонн до 14,8 млн тонн. Наиболее значительно выросли поставки каменного угля – на 1,2 млн тонн. Большая часть объемов шла из Казахстана (88,4%).

Поставки в Челябинскую область выросли до 12,9 млн тонн, что на 1,4 млн тонн больше по сравнению с 2018 годом. Ввоз руд и концентратов железных увеличился на 1,2 млн тонн, бурого угля – на 870,5 тыс. тонн. На товары из Казахстана приходилось 89,8%.